четверг, 27 ноября 2008 г.

Новые "Три вопроса"

Итак, продолжим...
1. Во время приема иностранных послов московскими великими князьями и первыми царями неподалеку от трона стоял кувшин с водой. Зачем?
2. Какое происхождение имеют населенные пункты с названием Слобода...
3. Почему в Куликовской битве "ура" кричали с двух сторон?

ВСЕМ УДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ!!!

2 комментария:

Даша комментирует...

Здравствуйте Александр Борисович!
Вот мои ответы:
1. На первый вопрос я смогла только это и то без источника: Возле трона стоял кувшин с водой, чтобы после окончания приема государь мог вымыть руки, которые послы целовали.
2. Слобода — поселок, ремесленное село, окраинная часть города или городской квартал в русском государстве XI—XVII вв., жители которого пользовались временными льготами в уплате налогов и отбывании других повинностей.
Источник: http://claw.ru/book11/011.htm
Свобода (слобода) - от самоуправляемых ремесленных поселений в пригородах, где не было крепостной зависимости. Свобода означает свод цеховых правил и признание того, что твой сосед имеет не меньше прав, чем ты.
Источник: А.Д.Шмелев. Широта русской души
http://lib.ru/CULTURE/SHMELEW_A/shirota.txt
От многих слобод, как и от посадов, которых было, пожалуй, не меньше, чем слобод, не осталось никаких свидетельств, кроме названий. От слов «слобода» и «посад» родились такие слова, как «посадский», «слободка», «слободской». Все эти слободы и посады были пригородными поселениями: ремесленные, ямские, стрелецкие слободы всегда находились неподалеку от города, а еще ближе к нему стояли торговые посады.
Несомненное происхождение слова «слобода» от «свободы» подтверждается не тем, что слова «свобода» и «свободный» в просторечии произносились как «слобода» и «слободный», но главным образом тем, что в слободах жили свободные люди, освобожденные правителем города от налогов и других повинностей. Стремясь привлечь опытных мастеров, ремесленников, военных искусников, умельцев-грамотеев, город давал им всякие льготы, а купцам и торговому люду разрешал садиться на землю, где и возникали посады. За названиями многих городов, слобод, посадов, деревень и сел -встают давным-давно позабытые истории.
Источник: Сергеев И.В. Тайна географических названий.
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st030.shtml
СЛОБОДА южн. сев. свобода; слободный, слободить, свободный, свободить. Слобода ж. стар. село свободных людей;
- пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада. Ямская слобода, пригородная улица ямщиков; торговая слобода, посадских людей. У нас однодворцы на слободе живут. Солдатская слобода, отставных.
- Ныне, большое село, где более одной церкви, и торг или ярмарка, либо волостное правление, род сельской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяются и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопашеством, кулачеством и пр.
Источник: В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/
3. Русь долгое время была частью могущественной восточной империи - и обычаи, культура, образ жизни русских людей неизбежно должны были подвергнуться модернизации по восточному образцу. Сражаясь вместе с непобедимой степной конницей, русские полки заимствовали ее вооружение и тактику; русские воины сели на быстрых степных коней и научились стрелять из монгольского лука, “саадака”; они носили татарские стеганые доспехи, “тигиляи”, и рубились кривыми татарскими саблями. “Их сабли, луки и стрелы похожи на турецкие,- пишет Флетчер (1549-1611). - Убегая или отступая, они стреляют так же, как татары, и вперед и назад”. Идя в атаку под пение зурны, русские вместе с татарами кричали “ура!” - “бей!”; они на¬зы¬вали друг друга на татарский манер “богатырями”, “казаками”, “уланами”; в русский язык незаметно вошло множество тюркских слов: караул, колчан, есаул, бунчук, облава, булат, охота, нагайка... Как всегда, сначала перенималось то, что связано с войной и без чего нельзя было выжить, потом - то, что связано с государственным управлением: казна, ямская служба, книги, служебные чины - слова “книга” и “чин” пришли в русский язык из китайского. На русских монетах ставили печать хана, “тамгу”,- отсюда про¬изошли слова “деньги” и “таможня”. На печати-тамге были арабские надписи, поэтому русские деньги по виду мало отличались от восточных монет. Заимствовалась и одежда: восточные “кафтаны”, “шубы”, “ферязи”, “сарафаны”, “армяки”, “башлыки”. Русские князья и бояре подолгу жили в Орде; постепенно они стали подражать ханам и бекам: они носили парчовые халаты, атласные шаровары и сафьяновые сапоги, украшали своих лошадей парчовыми седлами и охотились с прирученными соколами. Так же, как мусульмане, они не позволяли своим женам выходить к гостям и запирали их в “терем”; они запрещали своим подданным пить вино и строили церкви с куполами-луковками, похожими на купола мечетей.
Источник: Образование Российского государства (XIV— нач . XVI вв.)
http://lichm.narod.ru/Part3/310f.htm
Ура, наши предки еще на Куликовом поле орали, и слово это от татарского слова "урагх" – вперед.
Маханькова Даша

Александр Борисович Драхлер комментирует...

Даша, молодец!
От всех остальных ждем дополнения...